Военное положение: последствия и ограничения (памятка)


Военное положение — это особый правовой режим, который вводится в Украине или отдельных областях в случае вооруженной агрессии или угрозы нападения, и предусматривает предоставление органам государственной власти и военному командованию всех полномочий, необходимых для устранения угроз и отпора вооруженной агрессии.

Впервые военное положение в Украине  было введено 26 ноября 2018 года в ответ на агрессию России против украинских кораблей в Керченском проливе. Оно действовало на территории 10 областей страны:

  • Винницкой
  • Одесской
  • Николаевской
  • Херсонской
  • Запорожской
  • Сумской
  • Черниговской
  • Харьковской
  • Донецкой
  • Луганской

Срок действия военного положения составил 30 дней (с 26.11.2018 по 27.12.2018).


Второй раз военное положение объявили в 5.30 утра 24 февраля 2022 года на всей подконтрольной Украине территории, после начала полномасштабного наступления российских войск. В соответствии с Указом Президента № 64/2022 оно было расчитано на 30 суток. Впоследствии военное  положение трижды продлевалось, сегодня конечной датой является 25 августа 2022 года.

Юридический портал Украины пообщался с ведущим военным адвокатом Украины, который предоставляет юридические консультации и оказывает правовую помощь украинским призывникам и военнообязанным. Рассмотрим теоретические и практические (это главное) ограничения и последствия военного положения в Украине.

Прежде всего, отмечает юрист по военному праву, гражданам Украины следует понимать, что вопреки ошибочному мнению (которое активно распространяется в Интернете) ни Указ Президента, ни принятое решение Верховной Рады о введении военного положения — не ограничивают органы власти в праве применять все, без исключения, ограничения прав и свобод, предусмотренных законом “О правовом режиме военного положения”.


Дело в том, что указанные нормативно-правовые акты содержат так называемые бланкетные (отсылочные) нормы. Например, согласно Указу Президента Украины “О введении военного положения” от 26.11.2018 года, “могут ограничиваться конституционные права и свободы гражданина, предусмотренные статьями 30-34, 38, 39, 41-44, 53 Конституции Украины”. Другими словами, абсолютное большинство конституционных гарантий граждан (включая неприкосновенность жилища, права собственности, тайны телефонных разговоров и другие).

После объявления военного положения, командование ВСУ и военные администрации могут вводить и осуществлять следующие ограничения конституционных прав (свобод) граждан и юридических лиц:


  • запрещать гражданам, которые состоят на воинском учете, менять место пребывания и проживания без разрешения военного комиссара (на практике это означает запрет на выписку-прописку для призывников и военнообязанных);
  • устанавливать для физических и юридических лиц военно-квартирную повинность с расквартирования военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава правоохранительных органов, личного состава службы гражданской защиты, эвакуированного населения и размещения воинских частей, подразделений и учреждений;
  • вводить трудовую повинность для трудоспособных лиц, не привлеченных к работе в оборонной сфере, отраслях обеспечения жизнедеятельности населения и не забронированных за предприятиями, учреждениями и организациями на период военного положения (трудоспособные лица могут привлекаться для выполнения работ, имеющих оборонный характер, или необходимых для удовлетворения потребностей ВСУ, других военных формирований, правоохранительных органов и ГСЧС);
  • использовать мощности и трудовые ресурсы предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности для нужд обороны (менять режим их работы, проводить изменения производственной деятельности, а также условий труда);
  • отстранять от должностей руководителей предприятий, учреждений и организаций за ненадлежащее исполнение ими обязанностей;
  • принудительно отчуждать имущество, находящееся в частной или коммунальной собственности, а также изымать имущество государственных предприятий и хозяйственных объединений для нужд государства;
  • вводить комендантский час (запрет пребывания на улицах и в других общественных местах в определенное время суток без специально выданных пропусков и удостоверений);
  • устанавливать особый режим въезда и выезда, ограничивать свободу передвижения граждан, а также движение транспортных средств;
  • проверять документы, проводить досмотр вещей, транспортных средств, багажа и грузов, служебных помещений и жилья граждан;
  • устанавливать запрет или ограничения на выбор места пребывания или места жительства лиц на территории, где действует военное положение;
  • запрещать работу приемо-передающих радиостанций личного и коллективного пользования, а также передачу информации через компьютерные сети;
  • запрещать торговлю оружием, сильнодействующими химическими и ядовитыми веществами, а также алкогольными напитками и веществами на спиртовой основе;
  • регулировать работу предприятий телекоммуникаций, полиграфических предприятий, издательств и других организаций (включая СМИ), а также использовать местные радиостанции, телевизионные центры и типографии для военных нужд;
  • в случае нарушения требований или невыполнения мероприятий правового режима военного положения — изымать у граждан, предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности телекоммуникационное оборудование, телевизионную, видео- и аудиоаппаратуру, компьютеры, а также другие средства связи;
  • запрещать деятельность политических партий и общественных объединений, если она посягает на территориальную целостность и независимость Украины, призывает к изменению конституционного строя насильственным путем, нарушение суверенитета и территориальной целостности государства;
  • запрещать проведение мирных собраний, митингов, шествий, демонстраций и других массовых мероприятий;

Особенности военного положения



Юридические консультации предоставляются только при условии прочтения ВСЕХ предыдущих разъяснений по данной тематике (см. выше), если схожие вопросы не обсуждались ранее.



Добавить комментарий

Доступна консультация автора online ↑